Развитие джиу-джитсу в России
Джиу-джитсу, одно
из древнейших японских боевых искусств, история которого насчитывает
не одно столетие, по сути, является колыбелью многих наших видов
борьбы – дзюдо, айкидо, каратэ. Его нельзя прочитать, как книгу.
Овладеть своим телом и духом можно только с помощью многолетней
работы. Мастер боя – мастер жизни, говорили на Востоке.
Особенностью этого вида единоборства является
бросковая техника (в этом оно очень близко нашему самбо, в том числе
и его прикладному варианту – боевому) и силовое воздействие на
суставы человеческого тела. Ударная же техника, является также
немаловажной составляющей, служит в основном для того, чтобы,
остановив соперника, подготовить момент для броска, выведения из
равновесия и проведения болевого или удушающего приема. Отдельный
раздел джиу-джитсу посвящен технике владения предметами и холодным
оружием. Это значительный пласт боевого искусства носит название
кобудо.
До революции джиу-джитсу было распространено в
тогдашних силовых ведомствах России – долгие годы оно являлось
секретным боевым оружием, которым владели офицеры армии, полиции,
контрразведки. Основоположником русского джиу-джитсу был Василий
Ощепков, сын политкаторжан, который в конце прошлого века попал в
русскую миссию в Японии. Именно там он увидел и стал постигать этот
вид боевого искусства, получи в Стране восходящего солнца 2-й дан.
Уже в самом начале XX века, в 1902-1903 годах, жандармский корпус в
России раньше других принял на вооружение японское единоборство.
Русско-японская война дала сильнейший толчок к развитию джиу-джитсу в
России. Приезжавшие с той войны рассказывали леденящие кровь
истории о том, как мастерски владеют японские солдаты смертельными
приемами. При этом вспоминались страшные случаи, когда безоружный
японец одними руками убивал по нескольку русских солдат, выламывая
им суставы, ломая позвоночник, а владевший штыком – оставлял вокруг
себя гору кровавых тел.
Революция, как ни странно, не поглотила
джиу-джитсу. И уже в советской России школа японского боевого
искусства была на очень высоком уровне. Стоит вспомнить лишь один
случай, когда в Москву на спартакиаду в 1926 году приехали
представители "Союза немецких рабочих”, чья школа джиу-джитсу
считалась одной из лучших в Европе. Немцы планировали победить легко
и без напряжения, однако все оказалось наоборот. Они с треском
проиграли 11 поединков и лишь один смогли свести вничью. Но к
середине тридцатых годов джиу-джитсу оказалось под запретом как
"чуждое явление” для советской деятельности. А основоположник его в
России – Василий Ощепков – был репрессирован в 37-м году со
стандартной формулировкой "враг народа”.
ИСТОРИЯ ДЖИУ-ДЖИТСУ
Термин "дзю-дзюцу”
(джиу-джитсу) появился в Японии в XVI веке как общее название всех
видов рукопашного боя без оружия и с так называемым "подручным”
оружием. Он состоит из двух слов. Слово "дзю” означает "мягкий,
гибкий, податливый, уступчивый”, а "дзюцу” переводится как "техника,
способ”. Итак, джиу-джитсу— это "мягкая, или податливая техника”. Речь
идет не об обмене нежными ласками. Приемы джиу-джитсу могут
показаться какими угодно, только не мягкими или нежными. Понятие
мягкости следует понимать таким образом, что мастер уступает натиску
противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, и тогда
обращает действия врага против него самого. Разъясняя главный принцип
джиу-джитсу: "податься, чтобы победить”, наставники прибегают к
выражениям вроде того, что "ветка под грузом снега сгибается до тех
пор, пока не сбросит его” и что "гибкая ива распрямляется после бури, а
могучий дуб лежит поверженным”. Предшественниками джиу-джитсу были
различные виды боевого самурайского единоборства в доспехах. Среди них
наиболее известны системы "ёрой куми-учи” и "коси-но-мавари”, расцвет
которых пришелся на XI—XV века. Их технический арсенал включал захваты
за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки,
освобождения от захватов, работу с ножом. Удары применялись
ограниченно, т.к. легче было травмировать собственную руку о латы, чем
поразить врага. Но по мере распространения и совершенствования
огнестрельного оружия доспехи сначала стали делать облегченными, а потом
от них отказались совсем. Это позволило включить в указанные системы
большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам
("атэми-вадза”).Считается, что первую школу рукопашного боя в легком
снаряжении (когусоку), близкую к технике современного дзю-дзюцу,
основал в 1532 году Такэноучи Хисамори в городке Сакусикияма на
острове Кюсю. Четверть века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился
эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин, выдающийся мастер "циньна” (или
"синь-на”), китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. В
1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку- дзи школу, где обучал
этой технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. У
него было много учеников, трое из которых (Миура Еситацу, Фукуно
Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственныешколы
дзю-дзюцу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи - рю. В конце XVI и в первой
половине XVII веков, когда доспехи, даже облегченные, окончательно
вышли из употребления, школы джиу- джитсу возникали одна за другой. К
1650 году ихнасчитывалось более 600. Наиболее крупными среди них, помимо
названных выше, были Арагаки-рю, Асаяма итидзэн-рю, Кито-рю,
Косин-рю, Кураку-рю, Есин-рю, Мусо-рю, Реи синто-рю, Син-но синдо-рю,
Синсин-рю, Тэнсин синьё-рю, Ягю-рю и некоторые другие.Исо Мутаемон —
одна из самых известных фигур в истории дзю-дзюцу — родился в 1800 г. В
15 лет он прибыл в Токио (тогда назывался Эдо) с целью найти учителя
рыцарского ремесла. После многочисленных мытарств он попал в школу,
которую вел Орибэ Хитоцуянаги, продолжавший традиции Есин-рю. Здесь он
обучался около 7 лет, вплоть до смерти учителя. Потом опять блуждал в
поисках самой лучшей школы и, в конце концов, попал к Хомму Дзёэмону,
который обучал Син- но-синдо-рю. Несколько лет спустя, он решил
оставить учителя и основать собственную школу. Но вначале отправился в
"мусасюгё” — путешествие по различным додзё в храмах с целью
проверить свои приемы в борьбе с другими мастерами и усвоить науки,
интересующие его. Однажды в селении Кусацу в провинции Оми он увидел,
как несколько вооруженных разбойников намереваются ограбить сильно
выпившего самурая. С помощью своего ученика Нисимури он легко справился с
головорезами, не зная, однако, что это были члены большой банды,
терроризирующей всю округу. На следующий день в глубоком овраге Исо
встретил около сотни бандитов. В получасовой борьбе Исо поверг многих
из них, а оставшиеся спаслись бегством. Победоносный результат был
возможен благодаря использованию атэми — ударов по уязвимым местам
тела, а также приемов, дающих возможность выворачивать суставы. Эта
история принесла Исо большую славу. В заключение своих путешествий Исо
поселился в Эдо и основал там школу под названием Тэнсинсинъё-рю,
которая содержала 124 приема. В течение многих лет в своей школе Исо
обучил около 5000 учеников.Характерной особенностью дзю-дзюцу на
протяжение более чем 300 лет было то, что его культивировали
исключительно семейные школы самурайского происхождения. Простолюдинам
категорически запрещалось изучать это искусство. Согласно традиции, в
обучении четко выделялись три фазы, или этапа. Первая фаза — прием
ученика в школу (рю). Для этого надо было заручиться чьей-то
рекомендацией и выдержать серию различных испытаний, проверявших
физические, психические и моральные качества вновь поступающего.
Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это тщательное изучение базовой
техники. Надо было изо дня в день, по много часов подряд, отрабатывать
одни и те же приемы, стандартные связки движений и т.п. И только в
том случае, если ученик проявлял способности выше средних и к тому же,
доказывал делом свою преданность учителю, тот его посвящал в тайны
школы (их называли "окудэн” — "глубокие приемы”). Такая система имела
рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых
традиционных школах. Суть ее в том, что ученики должны привыкнуть к
терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению
японцев, является ключом к последующим более сложным приемам.
Надежда
на то, что в один прекрасный день можно будет узнать секретные
приемы, является хорошей мотивацией, но, к сожалению, сегодня
большинство школ имеют характер бизнеса и занятия в них — источник
доходов для учителя, а поэтому соблюдение вышеуказанного принципа
является невозможным — слишком суровый отбор учеников привел бы учителя к
нищете.Прежнее положение вещей начало быстро из - меняться после
буржуазной революции Мейдзи 1868 года, лишившей самураев всех
привилегий и уравнявшей с другими сословиями. Европейцы и американцы
впервые познакомились с джиу- джитсу уже в начале XX века, когда
несколько японских наставников открыли свои школы в Старом и Новом
Свете. Однако широкое распространение в западном мире джиу- джитсу
получило только с 50-х годов. В настоящее время число приверженцев
джиу-джитсу достаточно велико. Это сотни тысяч людей на всех
континентах, объединенных в Международную федерацию Будо, Всемирную
федерацию дзю-дзюцу, Международный Союз Боевых Искусств, две
Международные федерации нин-дзюцу.В современном джиу- джитсу
существуют 3 направления:
1) системы, созданные по заказу специальных групп и общественных организаций;
2) системы, являющиеся продолжением традиций, но
модернизированные с целью приспособления к современным условиям;
3) системы, являющиеся творением оригинальной
творческой личности. Общей чертой почти всех вышеуказанных направлений
является стремление к использованию приемов других видов боевых
искусств.
Особый интерес к джиу-джитсу проявляли и
проявляют военнослужащие, сотрудники спецслужб и полицейские. Это
понятно. Ведь техника современного джиу-джитсу на 55—65% состоит из
приемов, которые условно можно назвать "борцовскими” (захваты, болевые
приемы, удушения, подножки, подсечки, броски), а еще 35—45°% ее объема
составляют всевозможные удары пальцами, кулаками, ладонями, локтями,
головой, коленями и стопами ног. Иными словами, джиу-джитсу — это
техника комбинированного рукопашного боя. Данное определение тем более
уместно потому, что в джиу-джитсу широко используют в качестве оружия
любые предметы труда и быта. В частности, "классическими” его видами
считаются "явара” (палочка длиной от 15 до 30,5 см), "дзё” (дубинка
длиной примерно в один метр) и "бо” (шест длиной в 2—2,5 метра), а
также "вэй” (веревка или пояс) и "танто” (обычный нож).Следует
учитывать, что кроме задач самообороны в узком смысле этого слова,
служащим армии, полиции, органов госбезопасности, сотрудникам разведки
и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора нередко
приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому
используемые ими системы джиу-джитсу включают приемы шокового,
травматического и смертельного воздействия, а также использование
"военного” оружия — штыка, приклада или ствола автомата (винтовки),
саперной лопатки, рукояти пистолета, корпуса гранаты и т.д. Ведущую
роль в современном джиу-джитсу по-прежнему играют семейные школы
японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы которых
разбросаны по всему миру. Среди них 5—6 крупных (самая большая —
Хакко-рю), но большинство мелких. Однако
в последние 20 лет в разных странах (в США, Франции, странах СНГ и
других) стали появляться одна за другой школы боевых искусств, которые
формально никак не связаны с традиционными японскими школами, хотя
фактически они представляют собой современное джиу-джитсу. Надо
отметить, что уставы международных организаций джиу-джитсу разрешают
любой школе включать в программу тренинга те элементы техники, которые
характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны. Можно
сказать поэтому, что техника джиу-джитсу включает в себя все известные
приемы боя. Различия между школами заключаются в том, какие группы
приемов в них преобладают. Одни делают упор на болевые приемы, другие —
на броски через бедро или корпус, третьи — на тычковые или рубящие
удары по точкам, но в любой школе, помимо ее "основной” техники,
изучают и другие способы самозащиты. Объединяет различные школы
джиу-джитсу — то, что джиу-джитсу по своей сути не может быть спортом,
и то, что в нем всегда на первом месте стоит так называемый метод
"уступчивости, ложной податливости.